Значение фольклора в развитии детей
- народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Я считая, что необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору. Народная музыка, русская речь и основы русского танца– это средства, которые благотворно влияют на развитие нравственности детей.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а, значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Припевки, колядки, скороговорки заклички легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элемент игры. Все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, помогает окрепнуть детским голосам, обогащают речь, вносят разнообразие в игровую деятельность детей.
Игровые и плясовые песни – яркие, напевные, поэтичные. В любую песню вводится элемент игры – пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни («Раз, два, люблю тебя», Вдоль по улице молодчик идет», «Лапти», «Во кузнице», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Пошла Дуня за водой» и др.)
Русские народные игры очень любимы детьми. Во многих играх поются короткие или длинные песенки, мелодии которых доступны каждому ребенку («Сахаринка», «Сижу я на камушке», «Бабушка Маланья» и др.) и разыгрываются диалоги («Пахари и жнецы», «Маковое зернышко», «Редьки», «Бояре» и др.)
В работе со старшими дошкольниками также эффективны словесные игры: они требуют сообразительности, внимания, настойчивости (« Ай да птица, что за птица», «Да- нетка», «Фанты» и др.) учат выдержке, терпению («Молчанка»), умению соблюдать правила игры, развивают воображение, умение находить правильное решение, дружить.
Подвижные игры – одно из величайших достижений народной педагогики. В них отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. По ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача подтверждают целесообразность их включения в любое занятие («Шел козел дорогою…», «Гуси-гуси», «Жмурки», «Прятки», «Дедушка –рожок», «Царь», «Золото», «Гори, гори ясно!», «Два Мороза», «Колечко» и др.) Игра сочетает в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному освоению детьми фольклорного языка.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Русский хоровод способствует объединению людей. Это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. Именно в хороводах с любовью воспеваются широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая березонька, цветущая калина. Игры и хороводы помогают детям представить себя сильными, меткими, ловкими, развивают сообразительность и смекалку, дают почувствовать себя певцами и плясунами, трудолюбивыми молодцами и красивыми девицами.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. |