Организация воспитательно-образовательного процесса
МКДОУ "Новостроевский детский сад" реализует первый уровень образования - дошкольное образование.
Нормативный срок обучения 5 лет.
Государственная аккредитация -бессрочная
Обучение ведется на русском языке.
Воспитательно-образовательный процесс реализуется с помощью основной общеобразовательной программы ДОУ
Основная общеобразовательная программа МКДОУ «Новостроевский детский сад»:
-
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
-
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности разработан в соответствии с действующим СанПиН 2,4,1, 3049-13 и основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения, разработанной на основе примерной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, разработанной с учётом ФГОС ДО.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:
-
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости: содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
-
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы к ее формированию, определенные программой «Детство».
-
На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
-
Прослеживается позиция гуманно-личностного отношения к ребенку и направленность на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
-
Обеспечивается комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Непосредственно образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Планирование образовательной деятельности основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Проводятся комплексная и интегрированная непосредственно образовательная деятельность
Предусматривается решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
По желанию родителей во второй половине дня организуется работа кружков по художественно-эстетическому и математическому развитию, с детьми от 5 до 7 лет.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Всего в дошкольном образовательном учреждении воспитывается 110 детей.
Общее количество групп дошкольного возраста - 4.
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Наполняемость групп и возрастной состав воспитанников:
Возрастные группы |
Возрастной состав воспитанников |
Наполняемость групп
|
Вторая младшая группа |
с 2 до 4 лет |
21 ребенок |
Средняя группа |
с 4 до 5 лет |
23 ребенка |
Старшая группа |
с 5 до 6 лет |
33 ребенок |
Подготовительная к школе группа |
с 6 до 7 лет |
33 ребенка |
Социальный статус семей выглядит следующим образом:
№ |
Критерии |
Количество |
% |
1 |
Всего детей |
110 |
|
|
Из них: мальчиков |
49 |
45 |
|
девочек |
61 |
55 |
2 |
Всего семей |
101 |
|
|
Типы семей: полные |
89 |
88,2 |
|
неполные |
12 |
11,8 |
|
многодетные |
32 |
31 |
3 |
Всего родителей |
212 |
|
|
Трудоустроены |
169 |
79,8 |
|
Не работают |
43 |
20,2 |
|
Образовательный ценз: высшее образование |
49 |
23 |
|
среднее специальное |
97 |
46 |
|
среднее |
66 |
31 |
Приоритетными направлениями деятельности МКДОУ «Новостроевский детский сад» по реализации основной общеобразовательной программы являются оздоровительное направление, художественно – эстетическое развитие и патриотическое воспитание детей. Выбор данных направлений обусловлен потребностями родителей и необходимостью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Воспитанникам ДОУ также предлагается дополнительное образование:
- гостиная "Топотушки" (под руководством учителя-логопеда);
- гостиная "Здравствуй, сказка!" (под руководством музыкального руководителя);
- гостиная "Домисолька" (вокал).
Учителем-логопедом осуществляется коррекционная деятельность - исправление речевых нарушений у дошкольников.
Цели и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации Основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится детский сад. В учреждении определены целевые ориентиры, в которых определены концептуальные идеи, стратегия развития всего образовательного учреждения:
-
создание условий для качественной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, направленной на интеграцию основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое), обеспечивающей разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
-
совершенствование компетентностей (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой) педагогических работников, обеспечивающих адекватное и эффективное выполнение ими профессиональной деятельности в условиях модификации структуры, содержания, технологии воспитания и обучения;
-
повышение качества управленческой деятельности; выработка системы организации контроля, распределения функции и областей контроля, рациональное использование видового разнообразия контроля;
-
создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающей формирование основ здорового образа жизни, направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-
расширение пространства взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами среды; продолжать привлекать родителей к воспитательно-образовательному процессу детского сада, вести их педагогическое просвещение.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов с детьми строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослого. В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных организаций Палласовского муниципального района, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей — как физического, так и психического.
Ведущие цели деятельности дошкольного образовательного учреждения:
-
организация развивающей среды, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе проектных и здоровьесбереагающих;
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В дошкольном образовательном учреждении нет национально-культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса. Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:
- дошкольное образовательное учреждение работает в условиях сокращенного дня — 10,5 часового пребывания детей;
- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Образовательный процесс осуществляют 9 педагогов.
На 01.09.2017 г. штатным расписанием предусмотрено:
-
1 единица административно-управленческого персонала:
заведующий — 1.0,
-
9 единиц педагогического персонала:
старший воспитатель – 1
воспитатель — 6
музыкальный руководитель — 1
учитель-логопед —1
Средний биологический возраст педагогов составляет — 44 года.
Педагогический стаж распределяется следующим образом:
0т 0 до года – 0 человек (0 %)
от 1 года до 5 лет — 2 человек (22 %),
от 5 до 10 лет — 1 человек (11 %),
от 10 до 15 лет — 1 человека (11 %),
от 15 до 20 лет — 0 человек (%),
от 20 до 25 лет — 1 человек (11%),
от 25 до 30 лет — 0 человека (0%),
от 30 до 35 лет — 4 человека (45 %).
Число педагогов с высшим педагогическим образованием — 4 человека;
со средним специальным образованием — 3 человека.
2 педагога обучаются в Волгоградском социально-педагогическом колледже.
Педагоги имеют следующие квалификационные категории:
первая квалификационная категория — 2 человека (22 %);
соответствие занимаемой должности – 4 человек (45%)
не имеют категории - 3 человека (33 %)
Планируют проходить аттестацию с целью повышения квалификационной категории - 2 человека (22 %).
Полный текст образовательной программы ДОУ Основная образовательная программа МКДОУ "Новостроевский детский сад"
Содержание образовательной программы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка________________________________________________________________________________________________1.
1.1.Цели и задачи реализации образовательной программы дошкольного образования
1.2.Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы______________________________________4.
1.3.Значимые характеристики особенностей образовательного процесса_____________________________________________________4.
2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
2.1.Требования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей индивидуальных траекторий развития детей________24.
Часть, формируемая ДОУ
1.1.Цели и задачи реализации регионального и муниципального компонентов образования____________________________________28.
1.2.Учет национально-культурных традиций_______________________________________________________________________________ 31.
1.3.Описание результатов освоения региональных, муниципальных, избранных ДОУ парциальных программ___________________33.
II. Содержательный раздел
1.Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям_____________________________________________ 39.
2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы_______________________ 79.
3.Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы_______________________________________________________________82.
4.Взаимодействие с семьями воспитанников______________________________________________________________________________ 83.
Часть, формируема ДОУ
1.Описание реализуемых парциальных программ__________________________________________________________________________ 83.
2.Реализация региональных программ____________________________________________________________________________________ 86.
3.Специфика национальных, социокультурных и иных условий осуществления образовательной деятельности_________________ 90.
4.Сложившиеся традиции образовательной организации_____________________________________________________________________ 91.
5.Особенности методики, формы организации образовательной работы______________________________________________________ 92.
6.Реализуемые педагогический технологии_________________________________________________________________________________ 95.
III. Организационный раздел
1.Описание материально-технического обеспечения программы____________________________________________________________ 101.
2.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания___________________________________________ 102.
3.Режим работы__________________________________________________________________________________________________________111.
4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды_______________________________________________ 118.
5.Особенности традиционных мероприятий________________________________________________________________________________ 121
Часть, формируемая ДОУ
1.Описание особенностей методического комплекса ДОУ____________________________________________________________________124.
2.Взаимодействие ДОУ с образовательными и общественными организациями________________________________________________127.