Консультация для родителей и воспитателей.
Психологическое влияние музыки на ребёнка дошкольного возраста.
Задумывались ли вы когда-нибудь: «А как влияет музыка на психику ребёнка?»
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека, она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой (т. е. деструктивная музыка), лишает человека (и взрослого, и ребёнка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определённых условиях, например на рок – концертах, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребёнка.
Дети - глубочайшие философы: дошкольный возраст самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. И не обязательно начинать сразу с прослушивания классической музыки. Мы начинаем с естественных звуков, окружающих ребенка ежедневно. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков повседневности требует внимания, даже он, будучи услышан, способен обогатить опыт ребенка и плодотворно повлиять на его психику.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. К такой музыке относится классическая музыка. Одним из ярких примеров послужит сборник пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных». Пьесы небольшие и очень разные: «Птичник» - ясно слышны кудахтанья кур, кукареканье петуха; «Ослы» - музыка, изображающая смешных осликов, упрямых и крикливых. Есть «Лев» и «Слон», «Антилопы» и «Аквариум». Воспитатель помогает детям определить, какие музыкальные особенности заставили их поверить, что на «Карнавал» пришли именно эти животные, каково настроение каждой пьесы. Затем дети рисуют образы понравившихся в симфонической картине «Шехерезада». Можно нарисовать и купца Садко,| восточную красавицу Шехерезаду, и бушующее море. Исподволь развить у детей мысль о существовании национальной музыки и различных культур, о том, что музыка понятна всем, что для музыки не существует границ. Это несколько другое направление, тоже нужное в работе воспитателя.
Сказка А.С.Пушкина «Золотой петушок» в опере Н.А.Римского-Корсакова приобретает для детей еще больше сказочной таинственности. Bnервые перед слушателями Звездочет предстает на фоне «мерцающих» звуков, на фоне музыки своих звезд, таинства и колдовства: «Я - колдун, наукой той дан мне дар необычайный...». И другие герои оперы имеют ярчайшие музыкальные характеристики, музыкой подкрепляются хвастовство и лень Додона, страх воеводы Полкана и ирония автора.
Музыка «Детского альбома» П.И.Чайковского и одноименного альбом Р. Шумана общается с детской душой на понятном ей языке образов, на детском уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, затрагивает то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт радости, сочувствия, сотворчества, удовольствия. Очень хороши иллюстрации О.Зотова к сказкам А.С.Пушкина.
А какие произведения помогут детям двигаться, танцевать? Прекрасную симфоническую сказку «Петя и Волк», сочиненную С.С.Прокофьевым для ознакомления с инструментами, можно разыграть по ролям. Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников можно исполнить в виде пантомимы сразу всей группой:
- «запела» Птичка - ребята машут «крылышками»;
- появляется строгий Дедушка - дети убирают руки за спину, и движением тела имитируют походку пожилого человека:
- вот храбрец и озорник Петя - марш с помощью «барабанных палочек, ударяющих в барабан»;
- закрякала Утка - ребята руки выгнули назад и получились короткие «крылья»;
- охотники палят из ружей — мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья.
Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движение, пластику тела, мимику. Они становятся психически уравновешенными, более спокойными, заинтересованными.
Очень полезно слушать музыку перед сном, ведь спокойная, ласковая музыка, как мамины руки и добрые слова помогают ребёнку спокойно заснуть, успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок уже лежит в постели, включите ему музыку и попросите закрыть глаза и представить, что он находится в лесу, на берегу моря, в саду, на поляне или в любом другом месте. Обратите внимание на то, как расслабляется каждая часть его тела.
Ещё с древних времён люди заметили, что человеческий голос и звук обладает сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние подобное гипнозу. Вибрация человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляется в содержании речи и в её интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребёнка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздражённый, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чём-либо, произнесённый спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребёнку легче примириться с неудовлетворённостью его желания. Так же и в музыке, грубое, жёсткое звучание, да и ещё в очень громком исполнении перевозбуждает ребёнка. Он начинает капризничать, плакать, ему тяжело уснуть, снятся кошмары. И другое дело спокойная, релаксирующая музыка, которая оказывает на психику ребёнка обратное воздействие.
Поэтому, для того, чтобы создать для ребёнка благоприятную окружающую атмосферу, к выбору музыкальных произведений надо относиться с осторожностью.
|