Организация прогулок в зимний период
Активность в движениях – необходимое условие
нормального роста и развития организма дошкольника. Если в теплое время года
ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в
холодное время их активность снижается. Тяжелая одежда и обувь, ветер, мороз,
снег ограничивают движения, поэтому родителям, воспитателям следует постоянно заботиться о
создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой.
Привычка гулять и играть в холодное время года закаляет не только тело, но и характер
ребенка.
Зимой очень важно активизировать пребывание
воспитанников на свежем воздухе, вопреки стуже. Поэтому надо стараться
извлекать максимум пользы из природных условий в зимнее время года.
Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное
место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе. Регулярное пребывание на
свежем воздухе способствует закаливанию организма ребенка. Дети становятся
бодрее, реже болеют простудными заболеваниями. Зима – раздолье для зимних игр и
забав.
Как сделать
наиболее интересными прогулки зимой?
Итак, снег – это прекрасный строительный материал для
деятельности детей. Необходимо продумать, какие снежные постройки с учетом
возраста детей возводить на своем участке.
Из заранее заготовленных сугробов снега можно оформить
для детей снежные валы (3 - 4 м) для упражнения в равновесии; бугорки для
спрыгивания; открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр; в прочно
сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания; можно сделать пароход, машину, самолет – для сюжетно - ролевых
игр, а из снежного теста лепятся фигуры животных, персонажи из сказок для
разнообразных игр. Снег перемешивается с водой - это и есть снежное тесто.
Как
слепить, например, барыню?
Выполняется скульптура аналогично тому, как делают
снеговика. Дети с помощью взрослых скатывают четыре снежных шара, один меньше
другого. Самый маленький шар голова. Шары ставятся друг на друга. Затем дети
могут залепить маленькими шарами швы между большими или заполнить их комочками
липкого снега. Кокошник и руки лепят из маленьких снежных шаров. Швы пустоты
заполняются снегом, промежуток между руками и туловищем можно сделать детской
лопаткой, убрав лишний снег. Для эстетической завершенности можно использовать
марлю. Она придает гладкую поверхность. Снежные фигуры лучше оставлять такими
как получились, т. е. белыми. Но и украсить их можно, выделив отдельные моменты
в теле (пятна на лице, морде; глаза, нос, рот (пасть), уши). Использовать
желательно обрезки ткани, различную бумагу, а еще лучше ледяные игрушки,
которые также готовятся заранее. Их делают следующим образом: воду налить в
ведерки, подкрасить слегка разными красками (гуашь, но лучше анилиновый
краситель разлить в разные формы). В каждую форму положить нитку с петелькой, а
концы в воду, если игрушки надо подвешивать. Можно оформить снежную клумбу с
цветами, вазу. В формочки с водой вставляются веточки, палочки и вмораживаются
в образовавшийся лед. А если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с
теплой водой, формочка отпадет и получится ледяной цветок на ножке.
Снежные фигуры можно нарядить и таким образом:
матрешкам, снежным бабам повязать косынку, надеть фартук, варежки, шарф… Чтобы
силуэтные изображения: ягоды, грибы, кружочки, фрукты и т.д. держались на
постройках, их смачивают в воде, не отжимают и сверху поливают водой.
В младшем возрасте можно знакомить детей со
свойствами снега, учить правильным навыкам обращения с лопатками, воспитывать
самостоятельность, учить сооружать несложные постройки на участках, невысокие
валы, горки; горки для кукол; «теремок» с окошечками, в них зверюшки – игрушки;
постройки должны обязательно обыгрываться. Можно мастерить снежные пирожки,
торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные
санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят
комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий. Малышей
приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек,
воспитывают самостоятельность, желание трудиться, стремление достигнуть
результата, приучают по собственной инициативе приходить на помощь взрослым,
сверстникам. Родители (воспитатели) учат действовать лопатой, сгребать снег в указанное
место, утрамбовывать, строить домики для игрушек, делая углубления совком.
Можно научить детей сооружать горки для кукол, мастерить снежные пирожки,
торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие
пластмассовые ведёрки. Детям показывается, как надо накладывать снег совками в
форму, утрамбовывать его.
В среднем возрасте закрепляются умения и навыки в
работе со снегом. Дети могут излагать свои замыслы, которые нужно поддержать,
потому что в этом возрасте работа со снегом в основном носит характер
сотворчества детей и взрослых. Родители (воспитатель) продолжают совершенствовать умения и
навыки детей в работе со снегом, прививают желание доводить начатое дело до
конца, формируют ответственное отношение к делу, приучают самостоятельно
поддерживать порядок на участке. Дети начинают чаще работать вместе. Взрослые
помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают радостное
настроение.
Детей учат лепить более крупные объемные фигуры. Взрослые интересуются у детей, что они хотят лепить, помогают установить
снежные комья друг на друга, как их расположить, как и чем украшать. Можно
слепить снегурочку, старичка-лесовичка, медведя, зайца…
В старшем и подготовительном возрасте совершенствуются трудовые
навыки работы детей со снегом, формируется желание трудиться коллективно. Воспитатель
в процессе прогулки развивает дружеские взаимоотношения, инициативу,
ответственность, умение вести себя в коллективе, учит наиболее экономным
приемам работы, анализу своей деятельности. Детей учат совместно планировать работу,
самостоятельно распределять обязанности. Особое внимание уделяется качеству
постройки, передаче образа, их эстетическому оформлению Дети совместно с
взрослыми строят снежные валы, которые украшают снежными пирамидками,
башенками, елочками, шарами. По краю площадки делают ледяные дорожки для катания
на ногах (1, 5 – 2м). Для самостоятельной художественной деятельности можно
выделить место для создания различных снежных картин. Удобны для этого снежные
насыпи (15 – 120см). Например, рисуют елку и украшают крышками от бутылок,
старой мозаикой. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов,
фонариков. Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Когда выпадает
снег, можно предложить очертить палочками границы зимнего участка в
соответствии с его планом и сделать снежные валы. Снег расчищается до разметок,
затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не
будут разрушать снежные валы. Следующий снегопад используется для украшения
валов. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков,
украшать ими веранду, постройки. Для украшения зимнего участка широко
используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов.
В зимний период
времени очень важна двигательная активность. Для обеспечения качественной организации прогулки в этот период необходимо
создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки
для развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.). В зимних
условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей;
приставными шагами вправо и влево, «змейкой» между прутиками, вокруг сугроба;
восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста. Для
выполнения основных видов деятельности можно использовать обручи, обмазанные
снежным тестом - для подлезания; ходить по извилистой дорожке, нарисованной
цветной водой; прыгать из обруча в обруч, выполненные тем же образом.
А сколько веселья, радости и удовольствия доставляют
детям игры в снежки, катание на санках, спуски с ледяных горок.
Какой же выносной материал необходим детям в зимний
период?
- санки для детей;
- санки для кукол;
- флажки разные;
- корзинки и носилки для снега;
- султанчики разные;
- печатки разной формы;
- палочки для рисования на снегу;
- вертушки разные;
- лопаточки для снега;
- метелки;
- атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр;
- лошадки, вожжи.
Таким образом, правильно организованная прогулка
детей, создание условий для двигательной активности на зимних участках, слаженная
работа педагогов и родителей может дать следующие результаты: снижение
заболеваемости; повышение двигательной активности детей на прогулке; развитие
познавательного интереса у детей.
|