Консультация
для родителей
"Культурно-гигиенические
навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании
культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм
поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир
взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется
ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое
развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды
наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти
периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства
наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем
на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки (КГН) совпадают с
такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не
умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда
хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.
Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать
скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело
встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность
одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше
да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем
затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро
у него сформируется пассивная позиция: "Застегните",
"Завяжите", "Оденьте".
Для того, чтобы
завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной
последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так
для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить
начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь
уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам
он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом
формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость,
организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость,
самостоятельность.
Выполнение
культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ
эстетического вкуса. Так, девочка, начинает присматриваться к себе, сравнивать,
насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы
взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка
на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя,
но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне,
устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается
критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок
постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
Освоение
культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя
сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения
ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, «хороший», не нравится, значит,
«плохой». В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия
"хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей
и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно
оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с
формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются
нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что
они выполняют действия сначала вместе с
взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет
правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой
взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом,
побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что
за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с
действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в
соответствии с нравственной нормой. теперь он радуется не тому, что он вымыл
руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю
правильно!"
Дети 3-4 лет
только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними
нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо
помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление
жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил
другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в
стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить
поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с
большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное
требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Формирование КГН
совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте -
становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение
предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет,
например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в
соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает
коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок,
застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и
создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно
должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на
полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения
КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в
игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида
деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые
действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно
совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста
максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить
действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он
старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить
формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь
руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом,
усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь
становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они
лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по
самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает
осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом
сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях
одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение
единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой.
Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом
он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за
чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что
сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют
их развитие, обогащают содержание.
Памятка для родителей
Старайтесь
поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
Поощряйте,
хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
Навыки
самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует
на своем примере, как, что, и в каком порядке делать.
Нельзя торопить
ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять
все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша
что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь
всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
В процессе
воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
Старайтесь
использовать игровую ситуацию.
Всегда
придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Главное
– ЗАПАСИТЕСЬ ТЕРПЕНИЕМ, и у Вас и Вашего малыша обязательно все получится!!!!
|